воскресенье, 3 марта 2013 г.

Профилактика формирования чувства одиночества посредством развития копинг-стратегий.

"Одиночество.... нельзя заполнить воспоминаниями, они только усугубляют его..."

   В современных научно-публицистических источниках понимание одиночества  трактуется как негативное переживание, способное деформировать развитие личности.
        В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако есть исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте.
Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. К тому же переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества. Чтобы справиться с этим переживанием, подростку необходимо выработать стратегию его преодоления, выстроить новый способ взаимоотношений с социальным окружением и самим собой, совершенствуя и развивая имеющиеся способности, открывая в себе не известные ранее возможности собственной личности.
   Анализ научной литературы и исследований показал, что вопросы профилактики формирования чувства одиночества посредством развития копинг-стратегий в подростковом возрасте не были предметом специального изучения. Тем не менее, существуют исследования, позволяющие увидеть огромнейшее влияние преобладающих копинг-стратегий на формирование чувства одиночества в подростковом возрасте. Для нашей инновационной площадки эти исследования важны в практическом плане – это механизмы создания условий для гармоничного развития личности подростка, предупреждение возникновения у него чувства одиночества посредством актуализации конструктивных стратегий преодоления.
      На наш взгляд, понимание переживания одиночества в подростковом возрасте как кризиса личностного роста, ставит перед педагогами задачу оказания кризисной поддержки в ситуации невозможности самостоятельного “одоления” этой ступени жизненного пути, не рискуя при этом помешать подростку приобрести ценный опыт самостоятельного конструктивного преодоления. 
       Из различных источников следует, что развитие стратегий социального копинга, в основе которого лежит обращение к помощи других людей, препятствует формированию чувства одиночества. Таким образом, если создать условия для развития конструктивных копинг - стратегий, а именно стратегий «поиска социальной поддержки», то это будет способствовать снижению уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте.
         Спасибо за внимание. Успехов в работе!

Материал подготовлен при использовании информации 



Комментариев нет:

Отправить комментарий