"Одиночество.... нельзя заполнить воспоминаниями, они только усугубляют его..."
В современных научно-публицистических источниках понимание одиночества трактуется как
негативное переживание, способное деформировать развитие личности.
В общественном сознании
одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако есть
исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в юности, а
впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте.
Это связано, прежде всего, с
развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания,
с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и
обособлении, с кризисом самооценки. К тому же переориентация общения с
родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с
последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток
в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и
эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном
единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества. Чтобы
справиться с этим переживанием, подростку необходимо выработать стратегию его преодоления,
выстроить новый способ взаимоотношений с социальным окружением и самим собой,
совершенствуя и развивая имеющиеся способности, открывая в себе не известные
ранее возможности собственной личности.
Анализ научной
литературы и исследований показал, что вопросы профилактики формирования
чувства одиночества посредством развития копинг-стратегий в подростковом
возрасте не были предметом специального изучения. Тем не менее, существуют исследования, позволяющие увидеть огромнейшее влияние преобладающих копинг-стратегий на формирование чувства
одиночества в подростковом возрасте. Для нашей инновационной площадки эти исследования важны в практическом плане – это механизмы создания условий для
гармоничного развития личности подростка, предупреждение возникновения у него
чувства одиночества посредством актуализации конструктивных стратегий
преодоления.
На наш взгляд, понимание переживания одиночества
в подростковом возрасте как кризиса личностного роста, ставит перед
педагогами задачу оказания кризисной поддержки в ситуации невозможности
самостоятельного “одоления” этой ступени жизненного пути, не рискуя при этом
помешать подростку приобрести ценный опыт самостоятельного конструктивного
преодоления.
Из различных источников следует, что развитие стратегий социального копинга, в
основе которого лежит обращение к помощи других людей, препятствует
формированию чувства одиночества. Таким образом, если создать условия для развития
конструктивных копинг - стратегий, а именно стратегий «поиска социальной
поддержки», то это будет способствовать снижению уровня субъективного ощущения
одиночества в подростковом возрасте.
Спасибо за внимание. Успехов в работе!
Материал подготовлен при использовании информации
Комментариев нет:
Отправить комментарий