Данное исследование было проведено на начальном этапе реализации
Муниципальной инновационной площадки по теме «Практическое применение приемов
копинг-профилактики зависимого поведения».
Полученные данные использовались как своеобразная точка отсчета при
планировании мероприятий в рамках деятельности МИП.
Цель исследования – диагностировать проблемы подростков с точки зрения
самих подростков, ранжирование их и определение места зависимостей в этой
иерархии.
В исследовании приняли участие учащиеся с 6 по 11 класс в количестве 191
человека.
Исследователей
часто интересуют источники получения информации и основные каналы получения
подростками знаний о здоровом образе жизни, так как достоверные знания – прямой
путь к формированию убеждений, а, следовательно, и поведения. Выявление
основных источников информации дает возможность внедрять на практике различные
методы профилактики и прогнозировать их результативность.
Полученные данные
показали, что основными источниками получения интересующей подростков
информации является Интернет (69%). Значимость данного источника оказалась
высока на всех возрастных этапах с 6-го по 11-ый класс. Мы можем предполагать, что в настоящее время,
когда очень глубоко компьютерные технологии проникают в нашу жизнь, подростки
могут с помощью Интернета удовлетворять не только образовательные потребности,
но и войти в компьютерную зависимость, в частности, зависимость от Интернета.
Также актуальным
источником получения информации является семья (33%). 65% подростков готовы
обсуждать свои личные проблемы с родителями. Но в то же время, у 48% подростков
есть вопросы, с которыми они не могут обратиться к родителям.
Еще одним важным
источником знаний для современных подростков являются учителя. Наибольшую значимость данный источник
приобретает в 7 классе – 62% (тогда как значимость родителей падает до 11%).
17% подростков в
качестве основного источника необходимой информации назвали телевизионные
передачи. В первую очередь школьники смотрят молодежные и развлекательные
передачи – 36%, спортивные – 31%;
музыкальные – 28%.
Способность
подростка открыто говорить о своих проблемах приобретает особую значимость. Так
большая часть школьников – 51%, готовы обсуждать свои проблемы с матерью, 14% - с отцом. На наш взгляд такая
разница в процентах объясняется большим количеством неполных семей, в которых
воспитываются наши школьники. 27% готовы обсуждать личностные проблемы с братьями
и сестрами. Для 9% важной референтной
группой, в которой проще обсуждать проблемы, являются друзья. Кроме того, есть
группа подростков – 5%, которые не готовы с кем-то обсуждать свои личные
проблемы и чаще предпочитают остаться с ними наедине.
Важным показателем
в жизни подростков является насколько организовано их досуговое время. На
вопрос: «Чем занимаетесь в свободное время?»
большая часть ответили, что предпочитают слушать музыку – 54%, 48% -
проводят время с друзьями, 44% - путешествуют по Интернету, 36% - смотрят
телевизор, 31% - играют в компьютерные игры.
28% посещают спортивные
секции. При этом 60% детей отмечают, что занимаются спортом не реже 1 раза в
неделю. Занятость спортом уменьшается с возрастом: от 2% в 6
классе до 19% в старших классах.
Достаточно
небольшой процент – 17% проводят время с родителями или другими взрослыми.
Возможно это объясняется тем, что у подростков нет доверительных отношений с
родителями и нет заинтересованности в общении с взрослыми, либо потому, что
подростки не нуждаются в таком общении, заменяя его более интересным и
продуктивным, по их мнению.
Таким образом, лишь
у некоторых досуг является организованным, подростки проводят его продуктивно.
Мы можем предполагать, что разного рода зависимости у ребенка возникают как раз
из-за недостаточного количества альтернатив, как он мог бы проводить свое
свободное время. В этой связи мы посчитали необходимым задать вопрос о
причинах, по которым подросток мог бы начать курить, выпить спиртные напитки
или попробовать наркотики. На первое место вышло любопытство – 22%, чтобы снять внутреннее напряжение, уйти от
проблем – 13%. Следует отметить, что причины, по которым подросток мог бы
употреблять ПАВ несколько меняются с возрастом. Так, причины «чтобы продемонстрироватьсвою
смелось»; «из-за проблем с родителями»; «это модно» возможны в 6,7 и 8 классах. А такие причины
как «из-за проблем в школе, трудностей учебы»; «чтобы не отставать от друзей»
характерны для более старших подростков.
Каждый третий
ребенок пробовал сигареты, пиво, коктейли, вино и другие спиртные напитки,
каждый 10-ый курительные смеси.
На вопрос
«Изменится ли твое отношение к знакомому, если он начнет употреблять
наркотики?» 30% - затруднились ответить,.48% отметили, что изменится. При этом
45% подростков постараются помочь.
Наиболее важными проблемами
дети назвали «отношения между
родителями» (57%); «трудности в учебе» и «отсутствие близких друзей» (по 44%);
«одиночество в семье (39%); финансовые затруднения семье» и «венерические заболевания» (по 37%).
Треть школьников волнуют проблемы наркомании, эпидемии ВИЧ, СПИДа и
отношения с учителями в школе.
Почти неважным или
безразличным были названы «сексуальные отношения» - 37%; «безответная любовь» -
31%; «недовольство собственной внешностью» - 29%; «отсутствие интересов, хобби»
- 28%
Таким образом в
данном отчете представлены основные информационные каналы, благодаря которым
подростки получают интересующую их информацию. Описано досуговое время
подростков, которое сформировано ими, исходя из интересов и предпочтений. Также
рассматривается взаимодействие подростков с родителями и другими взрослыми. На
основе этих данных возможно формирование наиболее удачных путей проведения
профилактических мероприятий.
Представленные в
виде иерархии по степени важности основные проблемы подростков, а также проблемы
их референтной группы и современной молодежи подтверждают гипотезу о том, что
проблемы зависимости занимают одно из первых мест среди других проблем
современных подростков.
Выделены основные
причины, по которым подростки могли бы попробовать наркотики, спиртные напитки
или начать курить. Все эти данные подтверждают необходимость проведения
профилактических мероприятий.
Рекомендации:
1. Репниковой Е.Е., заместителю директора по ВР, учесть результаты диагностики при
планировании воспитательной работы на 2 полугодие, организовать
профилактические мероприятия, акции,конкурсы по профилактике вредных привычек.
2. Классным руководителям:
2.1 учесть результаты
диагностики в сравнении с общешкольными показателями,
2.2 запланировать и организовать работу с родителями и детьми:
- по вовлечению учащихся класса в школьные и внешкольные
кружки, секции;
- по посещению театров, музеев, концертов, выставок и
т.д.;
- усилить работу по профилактике вредных привычекИнтернет-зависимости
и игромании.
3.
Педагогу-психологу
запланировать реализацию во II полугодии
программы первичной профилактики ВИЧ/ СПИДа и рискованного поведения для
детей старшего подросткового возраста «ЛадьЯ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий