Заявка
на участие в конкурсе инновационных проектов
Тема проекта:
Практическое применение приемов копинг-профилактики зависимого поведения школьников
|
Регистрационный номер проекта | |
Направление инновационной деятельности:
Модель и технологии формирования
социально-значимых качеств, свойств, ценностей, знаний, умений и навыков
обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
| ||
Полное наименование образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №61 г.Челябинска 454047, Челябинска область, г.Челябинск, переулок Театральный, 16а Тел.(факс) (351) 721-23-84, (351) 721-18-01 http://mou61.chel-edu.ru school61_08@mail.ru | ||
Руководитель образовательного учреждения Серышева Олеся Михайловна, р.т. (351)721-23-84 м.т.+79043053330 | ||
Руководитель проекта Репникова Елена Евгеньевна, заместитель директора по ВР, р.т. (351)721-18-01 | ||
Запрос на финансирование проекта (руб.) - |
Дата начала проекта 01.01.2012 |
Дата окончания проекта 30.06.2013 |
Подпись руководителя проекта Е.Е.Репникова |
Дата заполнения заявления _____»______________2011 г. | |
Подпись руководителя образовательного учреждения Директор МБОУ № 61 О.М.Серышева |
Подпись руководителя органа самоуправления Председатель Совета школы Л.П.Киви |
Директор О.М.Серышева
Проектная документация
I. Краткая аннотация проекта.
Темой проекта является вопрос о практическом применении приемов копинг-профилактики зависимого поведения школьников.
В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме адаптации,
в том числе к ее психологическим аспектам. Социально-экономические
изменения в жизни нашего общества в последнее время, появление рыночных
отношений поставили перед россиянами острейшие психологические задачи,
связанные с выживанием в новых условиях. Среди разных возрастных групп
подростки оказались одними из наиболее интолерантныхк негативным
социально-стрессовым воздействиям, что, вероятно, связано с повышенной
чувствительностью подростков к стрессу. В связи с этим чрезвычайно
актуальным становится в наше время исследование жизненных ситуаций,
приводящих к стрессу.
В настоящее время
отечественными медицинскими психологами активно исследуются проблемы
копинг-поведения (Карвасарский Б. Д., 1992; Веселова Н.В., 1994; Исаева
Е.Р., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.К., ФлоресБуэно Ф.Ф., Чехлатый Е.И.,
1995; Ташлыков В.А., 1990, 1992; Чехлатый Е.И., 1994). Разработан
концептуальный подход к профилактике наркоманий и других психосоциальных
расстройств (Сирота Н.А., 1994; Ялтонский В.М., 1995).
По оценкам специалистов до 20% детей
школьного возраста страдают теми или иными формами дезадаптации,
проявляющимися в ухудшении успеваемости, конфликтных отношениях с
учителями и сверстниками, нарушении норм морали и права, в асоциальных
формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, употреблении
наркотиков и алкоголя, табакокурении (Беличева С.А., 1993; Винокуров
Л.Н.. 1993; Каган В.Е., 1984; Риснюк Г.М., 1990; Чурьянова М.И.,
Круглова И.И., 1994). Не случайно в документах ВОЗ и специальной
литературе появились такие понятия, как "школьный стресс", "школофобия",
характеризующие невротические заболевания школьников, приводящие к
развитию аддикции и других форм нарушенного поведения (Винокуров Л.Н.,
1993; Каган В.Е., 1984; Риснюк Г.М., 1990; Пстронг Д.. 1990).
Особую важность в современной системе
образования на наш взгляд приобретает внедрение концепций и принципов
психологии в деятельность педагогов, что позволит обучать школьников
основам здорового поведения. Важнейшим подходом к реализации этой задачи
является формирование у педагогов высокофункциональногокопинг-поведения
и выработки навыков, способствующих личностно-профессиональному росту.
Это позволит педагогам обучать школьников на примере своего поведения
активным стратегиям преодоления проблем. Таким образом, обучение
школьников поведению, ведущему к здоровью и противодействующему их
вхождению в асоциальные и наркотизирующиеся группировки, явится
профессиональным осуществлением педагогами профилактики психогенных
расстройств (Грант М., Госсоп М., 1993; Сирота Н.А., 1994; Ялтонский
В.М.. 1995; Sarason S., 1993).
В последнее время возрос интерес роли
совладающего со стрессом поведения в общей, клинической, юридической и
других областях психологии, педагогике, медицине. Разработанные и
апробированные существующие опросники копинг-стратегий предоставляют
возможность диагностировать широкий спектр продуктивных и непродуктивных
копинг-стратегий. Данные копинг-стратегии включают несколько видов
избегающегокопинга, склонность к «употреблению психоактивных веществ»,
склонность обращаться к религии в стрессогенных жизненных ситуациях, а
также стремление опираться на социальную поддержку в двух ее формах –
инструментальной и эмоциональной.
Актуальность апробации
копинг-профилактики в нашем образовательном учреждении очевидна. В
школе на протяжении ряда лет остро стоит проблема употребления
несовершеннолетними алкогольных напитков. Так, на учет в органы
внутренних дел в 2009 году за распитие спиртных напитков были поставлены
10 несовершеннолетних, в 2010 году – 8, в 2011 году – 14. Также
в результате планомерной работы по раннему выявлению неблагополучия в
семьях всё большее количество семей в школе относятся к категории группы
риска по различным факторам. Так в 2011/2012 учебном году в различные
категории отнесены более 50% семей.
Ежегодные
психолого-педагогические исследования, направленные на изучение
эмоционально-волевой сферы школьников, позволяют говорить о том, что в
школе наблюдается увеличение количества обучающихся с высоким уровнем
личностной тревожности. Ежегодно выявляется «группа риска» по
дезадаптации к обучению среди 1,5,10-х классов. Кроме того, растёт и
количество ребят с нарушениями детско-родительских отношений, что
является предпосылкой социальной дезадаптации.
Реализация модели копинг-поведения
подростков в форме конструктивной адаптации и социальной интеграции
может быть достигнута путем целенаправленных воздействий превентивных
усилий (копинг-профилактики)на формирование активных устойчивых
жизненных позиций, которые являются психологическими
факторами резистентности к стрессу и определяют способность к успешной
психосоциальной адаптации и развитию здорового жизненного стиля.
Позитивная Я-концепция социально
адаптированных подростков – один из важнейших личностных
копинг-ресурсов, отличается сформированностью в соответствии с
возрастом, относительной устойчивостью и в то же время выраженными
динамическими характеристиками (подвижностью), то есть способностью к
развитию. Она характеризуется высоким уровнем побуждений, позитивным
эмоциональным тоном, сформированным положительным образом тела,
адекватными позитивными семейными, социальными, сексуальными
отношениями, устойчивым уровнем морального самосознания, сформированными
профессионально-образовательными стремлениями, субъективным ощущением
контроля над средой, высокой способностью приспособления к среде,
сформированностью реального и идеального компонентов самооценки и
умеренным расхождением между ними, способствующим росту самосознания.
Результатом инновационной деятельности
педагогов станет разработка методических ресурсов по практическому
применению приемов копинг-профилактики зависимого поведения школьников.
Таким образом, задачи, на решение которых направлен проект, следующие:
1. Исследование современного состояния проблемы в научной литературе.
2. Повышение
уровня информированности всех участников образовательного процесса по
проблемам зависимого поведения школьников и проведении
копинг-профилактики.
3. Диагностика доминирующих копинг-механизмов, копинг-стратегий личности школьников.
4. Формирование
у педагогов высокофункциональногокопинг-поведения и выработка навыков,
способствующих личностно-профессиональному росту.
5. Создание и использование в работе методических ресурсов профилактики зависимого поведения школьников.
6. Мотивация
школьников на формирование активных устойчивых жизненных позиций, в том
числе и здорового образа жизни, их успешная психосоциальная адаптация в
обществе.
7. Разработка, распространение информационных материалов по профилактике зависимого поведения школьников
8. Снижение алкоголизации детской и подростковой среды (долгосрочный результат)
При реализации проекта мы планируем
использовать системныйподход в исследовании.Нами предполагается
использование следующих общенаучных методов: исследование, обобщение,
анализ, моделирование.
II. Общий план мероприятий на весь срок выполнения проекта. Этапы эксперимента.
№ | Мероприятия | срок | ответственный | выход | |
I. Организационный этап
|
|||||
Создание рабочей группы творческой лаборатории | Январь 2012 | директор | Приказ, создание на сайте школыраздела «Инновационный проект «Копинг-профилактика зависимого поведения школьников» | ||
Заседание рабочей группы творческой лаборатории | 1 раз в квартал | Руководитель проекта | Протокол | ||
II. Теоретический (мотивационный) этап
| |||||
Исследование теоретических основ изучаемой проблемы «Копинг-профилактика зависимого поведения школьника» | Январь-апрель 2012 | Члены рабочей группы | Презентацияна сайте школы в разделе «Инновационный проект «Копинг-профилактика зависимого поведения школьников» | ||
Актуализация проекта – проведение Педагогического совета по теме«Копинг-профилактика зависимого поведения школьника» | Март 2012 | Председатель Педагогического совета | Решение Педагогического совета, протокол, приказ | ||
III. Диагностический этап
| |||||
Первичная диагностика доминирующих копинг-стратегий личности (группа школьников 5-7-х классов) | Сентябрь 2012 | Педагог-психолог | Результаты исследования, презентация, рекомендации | ||
IV. Практический этап
| |||||
Проведение семинаров-тренингов по формированию у педагогов высокофункциональногокопинг-поведения и выработки навыков, способствующих личностно-профессиональному росту | Октябрь-декабрь 2012 | Педагог-психолог, приглашенные тренеры | Материалы семинаров-тренингов | ||
Разработка практических приемов обучения подростков навыкам активного копинг-поведения, самоконтролю и уверенности в собственных силах справиться с любой трудной ситуацией. | Октябрь-декабрь 2012 | Члены рабочей группы, руководители школьных методических объединений, классные руководители | Методические рекомендации для классных руководителей, педагогов-психологов по проведению различных форм мероприятий со школьниками | ||
Проведение открытых мероприятий (уроков, классных часов, тренингов, внеурочных занятий) по обучению подростков навыкам активногокопинг-поведения, самоконтролю и уверенности в собственных силах справиться с любой трудной ситуацией. | Декабрь 2012 | классные руководители | Фото отчёт на сайте школы, размещение методических материалов проведенных мероприятий на сайте школыв разделе «Инновационный проект «Копинг-профилактика зависимого поведения школьников» | ||
Круглый стол с родителями обучающихся по теме «Как предупредить возникновение отрицательной зависимости у школьника» | Декабрь 2012 | Директор, члены рабочей группы, социальный педагог | Презентация, Методические рекомендации для проведения классных родительских собранийна сайте школы в разделе «Инновационный проект «Копинг-профилактика зависимого поведения школьников» | ||
Подготовка буклетов для всех участников образовательного процесса «Стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию и ведущие куспешной адаптации» |
Январь 2013-март 2013 | Члены рабочей группы, социальный педагог | Буклеты | ||
Проведение конкурса детского творчества (рисунков, плакатов, значков, баннеров и т.д.) по преодолению алкогольной зависимости | Март 2013 г. | Члены рабочей группы, социальный педагог | Положение, приказ | ||
V. Обобщающий этап
| |||||
Презентация итогов конкурса детского творчества по преодолению алкогольной зависимости | Апрель 2013 г. | Члены рабочей группы, социальный педагог | Выставка, размещение материалов на сайте школы вразделе «Инновационный проект «Копинг-профилактика зависимого поведения школьников», приказ | ||
Повторная диагностика доминирующих копинг-стратегий личности (группа школьников 5-7-х классов) | Апрель 2013 | Педагог-психолог | Результаты исследования, сравнительный анализ с результатами первичной диагностики, рекомендации | ||
Проведение Педагогического совета по теме «Подведение итогов работы над инновационным проектом «Копинг-профилактика зависимого поведения школьника» | Май 2013 | Председатель Педагогического совета | Протокол, приказ | ||
VI. Аналитический этап
| |||||
Подготовка материалов для экспертизы результатов и оценки степени выполнения заявленного в проекте плана работы | Июнь 2013 | Директор, руководитель проекта | Аналитические материалы |
VII. Ожидаемые в конце проекта конкретные результаты
В результате реализации проекта мы планируем повысить уровень
информированности всех участников образовательного процесса, а именно:
педагогов, классных руководителей, обучающихся и их родителей/законных
представителей – по вопросам профилактики зависимого поведения
школьников. Сформировать у педагогов навыки
высокофункциональногокопинг-поведения.Также мы планируем создать
благоприятные условия для формирования позитивной
Я-концепции социально адаптированных подростков, что повлечёт за собой
снижение алкоголизации детской и подростковой среды в
долгосрочнойперспективе.
VIII. Внутренние ресурсы учреждения для разработки и реализации проекта.
О.М.Серышева, директор высшей квалификационной категории, стаж в данной должности более 8 летЕ.Е.Репникова, заместитель директора по ВР высшей квалификационной категории, стаж в данной должности более 7 лет
А.Ю.Гумметова, заместитель директора по УР 1 квалификационной категории, стаж в данной должности 2 года, лауреат районного конкурса «Учитель года – 2008», получатель Гранта Президента РФ в 2009 г.
Н.В.Архипова, заместитель директора по УР 1 квалификационной категории, методист
С.В.Гарник, учитель математики высшей квалификационной категории, классный руководитель, лауреат районного конкурса «Самый классный классный – 2009», получатель Гранта Губернатора Челябинской области в 2010 году
С.А.Плешанова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, классный руководитель, лауреат районного конкурса «Самый классный классный – 2011»
Е.С.Первухина, руководитель психологической службы МЦ Металлургического района, аспирант кафедры психологии ЮУРГу (по согласованию)
Ю.А.Авдеев, директор ЧГОО НИЦ «Есть мнение», социальный партнёр (по согласованию)
Я.А.Суворова, фельдшер 1 категории МУЗ ДГКБ №8 (по согласованию)
Социально-психолого-педагогическая служба:
Е.А.Огородникова, педагог-психолог высшей квалификационной категории, стаж в данной должности 10 лет
А.Ю.Беспутина, социальный педагог, стаж в данной должности 1 год
Е.С.Васильева, социальный педагог, стаж в данной должности менее 1 года
IX. Перечень оборудования и материалов, которые необходимо дополнительно приобрести для выполнения проекта
Видеопроектор, экран для социально-психолого-педагогической службы – 20000 р.;Принтер цветной – 15000 р.;
Канцелярские принадлежности, грамоты, тиражирование цветных буклетов – 8000 р.
X. Необходимость,
тематика, предполагаемая форма обучающих мероприятий для специалистов
учреждения, задействованных в реализации проекта
Проведение семинаров-тренингов для педагогов по развитию навыков преодолевающего стресс поведения, формированию у педагогов высоко функционального, высокоэффективного профессионального копинг-поведения – 15000 р.
XI. Смета на выполнение проекта
Общий объем финансирования проекта –58000 р., в том числе средства, самостоятельно привлекаемые ОУ – 58000 р.Средства, запрашиваемые на реализацию проекта из бюджета: нет
Директор МБОУ №61 О.М.Серышева
Главный бухгалтер С.А.Казанцева
Комментариев нет:
Отправить комментарий