Заявка, проектная документация

Заявка
на участие в конкурсе инновационных проектов
Тема проекта:
Практическое применение приемов копинг-профилактики зависимого поведения школьников
Регистрационный номер проекта
Направление инновационной деятельности:

Модель и технологии формирования социально-значимых качеств, свойств, ценностей, знаний, умений и навыков обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Полное наименование образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №61 г.Челябинска
454047, Челябинска область, г.Челябинск, переулок Театральный, 16а
Тел.(факс) (351) 721-23-84, (351) 721-18-01
http://mou61.chel-edu.ru
school61_08@mail.ru
Руководитель образовательного учреждения
Серышева Олеся Михайловна, р.т. (351)721-23-84 м.т.+79043053330
Руководитель проекта
Репникова Елена Евгеньевна, заместитель директора по ВР, р.т. (351)721-18-01
Запрос на финансирование проекта (руб.)
-
Дата начала проекта
01.01.2012
Дата окончания проекта
30.06.2013
Подпись руководителя проекта
Е.Е.Репникова
Дата заполнения заявления

_____»______________2011 г.
Подпись руководителя образовательного учреждения
Директор МБОУ № 61


О.М.Серышева
Подпись руководителя органа самоуправления


Председатель Совета школы


                                                          Л.П.Киви


Директор                                        О.М.Серышева



Проектная документация

 I. Краткая аннотация проекта.
        Темой проекта является вопрос о практическом применении приемов копинг-профилактики зависимого поведения школьников.
        В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме адаптации, в том числе к ее психологическим аспектам. Социально-экономические изменения в жизни нашего общества в последнее время, появление рыночных отношений поставили перед россиянами острейшие психологические задачи, связанные с выживанием в новых условиях. Среди разных возрастных групп подростки оказались одними из наиболее интолерантныхк негативным социально-стрессовым воздействиям, что, вероятно, связано с повышенной чувствительностью подростков к стрессу. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится в наше время исследование жизненных ситуаций, приводящих к стрессу.
      В настоящее время отечественными медицинскими психологами активно исследуются проблемы копинг-поведения (Карвасарский Б. Д., 1992; Веселова Н.В., 1994; Исаева Е.Р., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.К., ФлоресБуэно Ф.Ф., Чехлатый Е.И., 1995; Ташлыков В.А., 1990, 1992; Чехлатый Е.И., 1994). Разработан концептуальный подход к профилактике наркоманий и других психосоциальных расстройств (Сирота Н.А., 1994; Ялтонский В.М., 1995).
      По оценкам специалистов до 20% детей школьного возраста страдают теми или иными формами дезадаптации, проявляющимися в ухудшении успеваемости, конфликтных отношениях с учителями и сверстниками, нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, употреблении наркотиков и алкоголя, табакокурении (Беличева С.А., 1993; Винокуров Л.Н.. 1993; Каган В.Е., 1984; Риснюк Г.М., 1990; Чурьянова М.И., Круглова И.И., 1994). Не случайно в документах ВОЗ и специальной литературе появились такие понятия, как "школьный стресс", "школофобия", характеризующие невротические заболевания школьников, приводящие к развитию аддикции и других форм нарушенного поведения (Винокуров Л.Н., 1993; Каган В.Е., 1984; Риснюк Г.М., 1990; Пстронг Д.. 1990).
      Особую важность в современной системе образования на наш взгляд приобретает внедрение концепций и принципов психологии в деятельность педагогов, что позволит обучать школьников основам здорового поведения. Важнейшим подходом к реализации этой задачи является формирование у педагогов высокофункциональногокопинг-поведения и выработки навыков, способствующих личностно-профессиональному росту. Это позволит педагогам обучать школьников на примере своего поведения активным стратегиям преодоления проблем. Таким образом, обучение школьников поведению, ведущему к здоровью и противодействующему их вхождению в асоциальные и наркотизирующиеся группировки, явится профессиональным осуществлением педагогами профилактики психогенных расстройств (Грант М., Госсоп М., 1993; Сирота Н.А., 1994; Ялтонский В.М.. 1995; Sarason S., 1993).
      В последнее время возрос интерес роли совладающего со стрессом поведения в общей, клинической, юридической и других областях психологии, педагогике, медицине. Разработанные и апробированные существующие опросники копинг-стратегий предоставляют возможность диагностировать широкий спектр продуктивных и непродуктивных копинг-стратегий. Данные копинг-стратегии включают несколько видов избегающегокопинга, склонность к «употреблению психоактивных веществ», склонность обращаться к религии в стрессогенных жизненных ситуациях, а также стремление опираться на социальную поддержку в двух ее формах – инструментальной и эмоциональной.
Актуальность апробации копинг-профилактики в нашем образовательном учреждении очевидна. В школе на протяжении ряда лет остро стоит проблема употребления несовершеннолетними алкогольных напитков. Так, на учет в органы внутренних дел в 2009 году за распитие спиртных напитков были поставлены 10 несовершеннолетних, в 2010 году – 8, в 2011 году – 14.  Также в результате планомерной работы по раннему выявлению неблагополучия в семьях всё большее количество семей в школе относятся к категории группы риска по различным факторам. Так в 2011/2012 учебном году в различные категории отнесены более 50% семей.
      Ежегодные психолого-педагогические исследования, направленные на изучение эмоционально-волевой сферы школьников, позволяют говорить о том, что в школе наблюдается увеличение количества обучающихся с высоким уровнем личностной тревожности. Ежегодно выявляется «группа риска» по дезадаптации к обучению среди 1,5,10-х классов. Кроме того, растёт и количество ребят с нарушениями детско-родительских отношений, что является предпосылкой социальной дезадаптации.
      Реализация модели копинг-поведения подростков в форме конструктивной адаптации и социальной интеграции может быть достигнута путем целенаправленных воздействий превентивных усилий (копинг-профилактики)на формирование активных устойчивых жизненных позиций,  которые являются психологическими факторами резистентности к стрессу и определяют способность к успешной психосоциальной адаптации и развитию здорового жизненного стиля.
       Позитивная Я-концепция социально адаптированных подростков – один из важнейших личностных копинг-ресурсов, отличается сформированностью в соответствии с возрастом, относительной устойчивостью и в то же время выраженными динамическими характеристиками (подвижностью), то есть способностью к развитию. Она характеризуется высоким уровнем побуждений, позитивным эмоциональным тоном, сформированным положительным образом тела, адекватными позитивными семейными, социальными, сексуальными отношениями, устойчивым уровнем морального самосознания, сформированными профессионально-образовательными стремлениями, субъективным ощущением контроля над средой, высокой способностью приспособления к среде, сформированностью реального и идеального компонентов самооценки и умеренным расхождением между ними, способствующим росту самосознания.
Результатом инновационной деятельности педагогов станет разработка методических ресурсов по практическому применению приемов копинг-профилактики зависимого поведения школьников.
        Таким образом, задачи, на решение которых направлен проект, следующие:
1.     Исследование современного состояния проблемы в научной литературе.
2.     Повышение уровня информированности всех участников образовательного процесса по проблемам зависимого поведения школьников и проведении копинг-профилактики.
3.     Диагностика доминирующих копинг-механизмов, копинг-стратегий личности школьников.
4.     Формирование у педагогов высокофункциональногокопинг-поведения и выработка навыков, способствующих личностно-профессиональному росту.
5.     Создание и использование в работе методических ресурсов профилактики зависимого поведения школьников.
6.     Мотивация школьников на формирование активных устойчивых жизненных позиций, в том числе и здорового образа жизни, их успешная психосоциальная адаптация в обществе.
7.     Разработка, распространение информационных материалов по профилактике зависимого поведения школьников
8.     Снижение алкоголизации детской и подростковой среды (долгосрочный результат)
При реализации проекта мы планируем использовать системныйподход в исследовании.Нами предполагается использование следующих общенаучных методов: исследование, обобщение, анализ, моделирование.

                            II.            Общий план мероприятий на весь срок выполнения проекта. Этапы эксперимента.

Мероприятия срок ответственный выход
       I.            Организационный этап
Создание рабочей группы творческой лаборатории Январь 2012 директор Приказ, создание на сайте школыраздела «Инновационный проект «Копинг-профилактика зависимого поведения школьников»
Заседание рабочей группы творческой лаборатории 1 раз в квартал Руководитель проекта Протокол
II. Теоретический (мотивационный) этап
Исследование теоретических основ изучаемой проблемы «Копинг-профилактика зависимого поведения школьника» Январь-апрель 2012 Члены рабочей группы Презентацияна сайте школы в разделе «Инновационный проект «Копинг-профилактика зависимого поведения школьников»
Актуализация проекта – проведение Педагогического совета по теме«Копинг-профилактика зависимого поведения школьника» Март 2012 Председатель Педагогического совета Решение Педагогического совета, протокол, приказ
III.            Диагностический этап
Первичная диагностика доминирующих копинг-стратегий личности  (группа школьников 5-7-х классов) Сентябрь 2012 Педагог-психолог Результаты исследования, презентация, рекомендации
   IV.            Практический этап
Проведение семинаров-тренингов по формированию у педагогов высокофункциональногокопинг-поведения и выработки навыков, способствующих личностно-профессиональному росту Октябрь-декабрь 2012 Педагог-психолог, приглашенные тренеры Материалы семинаров-тренингов
Разработка практических приемов обучения подростков навыкам активного копинг-поведения, самоконтролю и уверенности в собственных силах справиться с любой трудной ситуацией. Октябрь-декабрь 2012 Члены рабочей группы, руководители школьных методических объединений, классные руководители Методические рекомендации для классных руководителей, педагогов-психологов по проведению различных форм мероприятий со школьниками
Проведение открытых мероприятий (уроков, классных часов, тренингов, внеурочных занятий) по обучению подростков навыкам активногокопинг-поведения, самоконтролю и уверенности в собственных силах справиться с любой трудной ситуацией. Декабрь 2012 классные руководители Фото отчёт на сайте школы, размещение методических материалов проведенных мероприятий на сайте школыв разделе «Инновационный проект «Копинг-профилактика зависимого поведения школьников»
Круглый стол с родителями обучающихся по теме «Как предупредить возникновение отрицательной зависимости у школьника» Декабрь 2012 Директор, члены рабочей группы, социальный педагог Презентация, Методические рекомендации для проведения классных родительских собранийна сайте школы в разделе «Инновационный проект «Копинг-профилактика зависимого поведения школьников»
Подготовка буклетов для всех участников образовательного процесса
«Стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию и ведущие куспешной адаптации»
Январь 2013-март 2013 Члены рабочей группы, социальный педагог Буклеты
Проведение конкурса детского творчества (рисунков, плакатов, значков, баннеров и т.д.) по преодолению алкогольной зависимости Март 2013 г. Члены рабочей группы, социальный педагог Положение, приказ
  V.            Обобщающий этап
Презентация итогов конкурса детского творчества по преодолению алкогольной зависимости Апрель 2013 г. Члены рабочей группы, социальный педагог Выставка, размещение материалов на сайте школы вразделе «Инновационный проект «Копинг-профилактика зависимого поведения школьников», приказ
Повторная диагностика доминирующих копинг-стратегий личности  (группа школьников 5-7-х классов) Апрель 2013 Педагог-психолог Результаты исследования, сравнительный анализ с результатами первичной диагностики, рекомендации
Проведение Педагогического совета по теме «Подведение итогов работы над инновационным проектом «Копинг-профилактика зависимого поведения школьника» Май 2013 Председатель Педагогического совета Протокол, приказ
   VI.            Аналитический этап
Подготовка материалов для экспертизы результатов и оценки степени выполнения заявленного в проекте плана работы Июнь 2013 Директор, руководитель проекта Аналитические материалы

VII.            Ожидаемые в конце проекта конкретные результаты
В результате реализации проекта мы планируем повысить уровень информированности всех участников образовательного процесса, а именно: педагогов, классных руководителей, обучающихся и их родителей/законных представителей – по вопросам профилактики зависимого поведения школьников. Сформировать у педагогов навыки высокофункциональногокопинг-поведения.Также мы планируем создать благоприятные условия для формирования позитивной Я-концепции социально адаптированных подростков, что повлечёт за собой снижение алкоголизации детской и подростковой среды в долгосрочнойперспективе.

         VIII.            Внутренние ресурсы учреждения для разработки и реализации проекта.
О.М.Серышева, директор высшей квалификационной категории, стаж в данной должности более 8 лет
Е.Е.Репникова, заместитель директора по ВР высшей квалификационной категории, стаж в данной должности более 7 лет
А.Ю.Гумметова, заместитель директора по УР 1 квалификационной категории, стаж в данной должности 2 года, лауреат районного конкурса «Учитель года – 2008», получатель Гранта Президента РФ в 2009 г.
Н.В.Архипова, заместитель директора по УР 1 квалификационной категории, методист
С.В.Гарник, учитель математики высшей квалификационной категории, классный руководитель, лауреат районного конкурса «Самый классный классный – 2009», получатель Гранта Губернатора Челябинской области в 2010 году
С.А.Плешанова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, классный руководитель, лауреат районного конкурса «Самый классный классный – 2011»
Е.С.Первухина, руководитель психологической службы МЦ Металлургического района, аспирант кафедры психологии ЮУРГу (по согласованию)
Ю.А.Авдеев, директор ЧГОО НИЦ «Есть мнение», социальный партнёр (по согласованию)
Я.А.Суворова, фельдшер 1 категории МУЗ ДГКБ №8 (по согласованию)
Социально-психолого-педагогическая служба:
Е.А.Огородникова, педагог-психолог высшей квалификационной категории, стаж в данной должности 10 лет
А.Ю.Беспутина, социальный педагог, стаж в данной должности 1 год
Е.С.Васильева, социальный педагог, стаж в данной должности менее 1 года
        IX.            Перечень оборудования и материалов, которые необходимо дополнительно приобрести для выполнения проекта
Видеопроектор, экран для социально-психолого-педагогической службы – 20000 р.;
Принтер цветной – 15000 р.;
Канцелярские принадлежности, грамоты, тиражирование цветных буклетов – 8000  р.
           X.            Необходимость, тематика, предполагаемая форма обучающих мероприятий для специалистов учреждения, задействованных в реализации проекта
Проведение семинаров-тренингов для педагогов по развитию навыков преодолевающего стресс поведения, формированию у педагогов высоко функционального, высокоэффективного профессионального копинг-поведения – 15000  р.
XI.            Смета на выполнение проекта
Общий объем финансирования проекта –58000 р., в том числе средства, самостоятельно привлекаемые ОУ – 58000 р.
Средства, запрашиваемые на реализацию проекта из бюджета: нет



Директор МБОУ №61                                       О.М.Серышева

Главный бухгалтер                                           С.А.Казанцева

Комментариев нет:

Отправить комментарий