«…Ничего нет
внутри у людей, вечно выставляющих все наружу…»
Показателем определенного уровня
психического развития личности, компонентом самоопределения, «зеркалом»
личностных качеств человека является самооценка. Основная функция самооценки в
психической жизни личности, по мнению исследователей, состоит в том, что она
выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности.
В качестве поведенческих проявлений
адекватной самооценки в многочисленных научных публикациях исследователями
отмечаются умение гибко реагировать на изменения, уверенность человека в себе,
способность самостоятельно решать жизненные проблемы, конструктивно отстаивать
собственное мнение, противостоять давлению, устанавливать и поддерживать
социальные контакты. У человека с адекватной самооценкой мотивация достижения
успеха преобладает над мотивацией избегания неудачи.
Неадекватная самооценка является
фактором риска аддиктивного поведения подростков. Исследователи отмечают, что процессы
формирования Я-концепции и психологических механизмов адаптации к социальной
среде осуществляются параллельно, оказывая выраженное влияние друг на друга. Характеристики
Я-концепции соотносятся с базовыми копинг-стратегиями и взаимно влияют друг на
друга: использование копинг-стратегии разрешения проблем и поиска социальной
поддержки приводит к формированию позитивной Я-концепции, адекватной
самооценки. Доминирующее использование копинг-стратегии избегания провоцирует
формирование негативной Я-концепции, неадекватной самооценки.
Роль самооценки, как личностного
копинг-ресурса, определенное состояние которого может выступать в качестве
фактора риска или протекции аддиктивного поведения подростков, представлена в
виде следующей теоретической модели.
Рисунок демонстрирует, что
поведенческие паттерны, сформированные на основе заниженной или завышенной
самооценки, приводят к сужению круга интересов, замкнутости, социальной
отгороженности, блокируя потенциалы восприятия и поиска социальной поддержки,
разрушая поддерживающие социальные сети, что способствует усилению мотивации избегания,
выбору соответствующих копинг-стратегий и формированию зависимости.
Поведенческие проявления адекватной самооценки, наоборот, способствуют развитию
способности восприятия и поиска социальной поддержки, расширению
социально-поддерживающих сетей, выбору адаптивных копинг-стратегий поведения.
Таким образом, неадекватная самооценка является фактором риска аддиктивного
поведения подростков, а адекватная самооценка выступает в качестве
протективного фактора аддикции.
Спасибо за внимание! Успехов в
работе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий