В исследовании приняли участие учащиеся:
7-ых классов в количестве 38 человек;
8-ых классов в количестве 38 человек;
9-ых классов в количестве 21 человека
Одним из важных
показателей деятельности образовательного учреждения является результативность
воспитательного процесса, а именно воспитанность школьников. Воспитанность есть
сформированность ценностных отношений на уровне современной культуры. Более
того, воспитанность может рассматриваться как активная позиция, проявляющаяся в
ценностных отношениях личности и действительности (отношения к учению, труду,
природе, людям, самому себе, окружающему социуму).
Поскольку основой
воспитания школьников, как главного воспитательного результата деятельности образовательного
учреждения являются ценностные отношения, представляется возможным
рассматривать сформированные у ребенка ценности в качестве
психолого-педагогического показателя эффективности образовательного процесса.
Еще одно
обоснование тому, почему сформированность определенных ценностей у школьников
следует считать показателями результативности образовательного процесса, нам
видится в следующем. Включение человека в социальные процессы во многом
предопределяется информационным полем, в котором он находится, поэтому успех
формирования у школьников определенных ценностных ориентаций зависит от того, в
какой степени данные ценности утвердились в системе отношений конкретного
образовательного учреждения, присутствуют ли они реально в поведении педагогов,
в характере организуемой деятельности. Важно, чтобы учащийся ощущал сущность,
характер той образовательной среды, в которой находится, и мог бы для себя
констатировать факт соответствия декламируемых педагогами ценностей и реально демонстрируемых
ими в отношениях. От этого зависит направленность и эффективность
воспитательного процесса в школе.
В связи с этим, нам
представляется целесообразным изучение ценностных ориентаций у педагогов нашего
образовательного учреждения.
Таким образом, в
соответствии с приказом Управления образования Металлургического района
администрации г. Челябинска № 516-у от 21.09.2012 года «О проведении
анкетирования обучающихся 7 – 9 классов ОУ района по теме «Ценности образования»;
приказа МБОУ № 61 № 53 от 28.09.2012 года и плана работы психологической службы
МБОУ № 61 на 2012 – 2013 учебный год с целью
изучения ценностных ориентаций школьников и педагогического коллектива было
проведено психологическое исследование.
Задачи исследования:
1.
Изучить
уровень сформированности ценностных ориентаций школьников и педагогического
коллектива.
2.
Сравнить
доминирующие ценностные ориентации школьников и педагогов.
Характеристика
метода, используемого в исследовании
В исследовании была использована анкета Лукьяновой М.И. «Ценности
образования» для учащихся 9-ых классов и модифицированный вариант анкеты для
учащихся 7-8 классов.
В качестве базовых универсальных ценностей, определяющих личностную
культуру человека, его воспитанность были предложены следующие:
·
Познание
(равно как и знание, образование);
·
Личность в
аспекте двух ее составляющих: «Я – ценность» и «Другой – ценность»;
·
Общественно-полезная
деятельность;
·
Ответственность.
В рамках реализации инновационной площадки в большей степени нас интересуют
те личностные ценности, несформированность которых может привести к
формированию зависимого поведения.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
«Я – ценность»
В поведении данная ценность
проявляется в уверенности в себе, веры в свои достижения и успехи, открытости и
искренности в общении с другими людьми, знание о своих позитивных качествах и
умении опираться на свои сильные стороны, способности. Шкала «Я – ценность»
позволяет обратить внимание на то, формируются ли у учащихся такие важные
личностные характеристики как стремление к самопознанию, осознанию собственных
чувств и поступков, интерес к себе как личности и индивидуальности, способность
принимать себя таким, какой есть.
Наиболее
сформированной эта ценность оказалась у учащихся 8-ых классов – 34 % (8а класс
– 70 %). Данные учащиеся характеризуются сформировавшейся структурой «Я»,
глубокой степенью продуктивного самовосприятия, умением самовыражения,
уважительным отношением к себе как личности и индивидуальности.
Наименее
сформированной способность ценного отношения к самому себе оказалась у
педагогов. Половина педагогического коллектива – 50 % редко задумывается или
вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной
индивидуальности, негативно относится к
самому себе.
Причина низких показателей
по шкале «Я – ценность» у педагогов может заключаться в том, что выполнения
успешной педагогической ценности учителю необходимо иметь способность к
эмоциональной и психологической децентрации, то есть уметь забыть о своем
состоянии и переключиться на состояние ребенка.
«Другой – ценность»
Данная шкала
указывает на то, какие установки (позитивные или негативные) формируются у
учащихся по отношению к другим людям, готовы ли принять другого человека как
индивидуальность, как личность, стремятся ли проявлять доброжелательность,
уважение, доверие, веру в его личностный потенциал.
Данная ценность на
высоком уровне сформирована у учащихся 7-ых классов – 37 % (7б класс – 45 %).
Высокий уровень подтверждает сформированность у школьников восприятия индивидуальности
другого человека как ценности, склонность воспринимать природу человека в целом
как положительную, а потому и способность к быстрому установлению тесных
эмоциональных связей с другими людьми при их безусловном принятии и ориентации
на их индивидуальные особенности.
Только лишь у 8 %
учащихся в 8-ых классах и 10 % учащихся в 9-ых классах получили высокие уровни
по данной шкале.
Наибольшее
количество учащихся с низким уровнем сформированности ценностного отношения к другому
человеку обучается в параллели 8-ых классов – 47 % (8а класс – 47 %; 8б класс –
48 %).
Среди педагогов
только 6 % на высоком уровне готовы конструктивно выстраивать
субъект-субъектные отношения.
Четвертая часть
педагогов не способны воспринимать другого человека как ценность и индивидуальность.
«Ответственность как ценность»
Данный показатель
определяет насколько человек чувствует ответственность за то, что случается с
ним в его жизни; испытывает ли он потребность в обосновании и объяснении
совершаемых им действий, стремится ли анализировать свои поступки и считает ли
самоанализ важными жизненным актом взрослого человека; руководствуется ли при
принятии своих решений принципами, основанными на чувстве долга; «обременяет»
ли себя добросовестным отношением к выполняемым делам.
Поскольку этот
показатель очень важен в аспекте формирования социально-адаптивной личности,
измерение данной ценности в 7-8 классах мы считаем преждевременным и нецелесообразным.
Лишь 10 %
выпускников 9-го класса показали высокие значения в формировании данной
категории, что свидетельствует о сформированности у старшеклассников
ответственности как особо важной личностной характеристики. У таких учащихся
преобладает внутренний контроль, сильно развиты рефлективная позиция и
стремление к самоанализу.
При этом, довольно
большая группа школьников – 38 % - в очень малой степени осознают либо вообще
не осознают необходимость ответственности у человека за себя и свои поступки в
жизни, за выбор своего поведения; преобладает внешний контроль в жизненно важных
ситуациях.
Среди педагогов
данная ценность сформирована на достаточно высоком уровне – 44 %, что говорит о
руководстве при принятии решений принципами, основанными на чувстве долга.
Таким образом, мы
можем говорить о преобладающих ценностных ориентациях в параллелях классов.
«Познание как
ценность» является преобладающей в параллели 7-ых классов и в группе педагогов.
«Я – ценность» -
преобладает в параллели 8-ых классов.
«Другой –
ценность» - преобладает в параллели 7-ых классов.
«общественно-полезная
деятельность» - преобладает в параллелях
7-8 классов и в группе педагогов.
«Ответственность» -
преобладает в группе педагогов.
Кроме того,
полученные результаты позволяют провести анализ преобладания тех или иных
ценностных ориентаций с точки категории
участников.
Для учащихся 7-ых классов
на первое место выходит такая ценность как «Другой – ценность».
Для учащихся 8-ых и
9-ых классов личностно важной ценностью является «Я – ценность».
Для педагогического
коллектива нашей школы наиболее важной и
значимой является такая ценность как «ответственность».
ВЫВОДЫ:
1. Проведенный анализ ценностных ориентаций свидетельствует
о сформированной иерархии ценностей среди старшеклассников и педагогов. (Приложение)
2. Низкий уровень сформированности ценностных ориентаций,
таких как способность к объективному отношению к самому себе, может являться
одной из причин возникновения разного рода зависимостей.
3. Результаты исследования позволят классным руководителям
составлять план воспитательной работы с классом, опираясь на сформированные
ценностные ориентации школьников и обращать внимание на те ценности, которые необходимо
сформировать.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Современные научные исследования доказывают, что к
формированию зависимости подростков ведет недостаточно сформированный механизм
совладания в стрессовых ситуациях, использование неэффективных коппинг-стратегий.
2. Цель профилактической работы — оказание подросткам помощи
в осознании механизмов формирования их собственного поведения; развитие
ресурсов подростков: формирование у них адекватного представления о себе,
социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою
жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им; находить и оказывать
поддержку и т.п.
3. Лучше всего такого рода работу проводить в форме
тренинга, в ходе которого повышается компетентность в области взаимодействия с
социальной средой, коммуникации, самосознания, а также усваиваются
соответствующие знания о психоактивных веществах, их воздействии на организм и
психику человека.
4. Классным руководителям использовать результаты данного
исследования в составлении планов
воспитательной работы с классными коллективами.
5. Администрации школы учитывать результаты данного
исследования в организации эффективной работы с педагогическим коллективом и
учащимися.
Педагог-психолог:
Е.А. Огородникова
В общем-то, ничего критического я не увидела. "Герои нашего времени".
ОтветитьУдалить