В условиях стресса у
человека актуализируются два типа адаптационных механизмов: психологическая
защита — компенсация стресса; копинг — совладание со стрессом.
По 3.
Фрейду, защитные механизмы являются врожденными; они запускаются в экстремальной
ситуации и выполняют функцию снятия внутреннего конфликта.
Механизмы
психологической защиты, направлены на уменьшение эмоционального напряжения
и сохранение устойчивости системы «Я», и делятся на три основные группы в зависимости от
степени активности и противодействия стрессу:
1)
защитные механизмы, помогающие самостоятельно справиться с ситуациями,
представляющими психологическую угрозу для личности (группа близка к
копинг-механизмам);
2)защитные механизмы по типу «вытеснения»,
«отрицания», отличающиеся автоматизированностью и отсутствием осознания при
достаточно ригидной системе «Я»;
3) защитные механизмы «рационализации»,
«бегства в болезнь», «фантазирования». Они отражают особенно пассивный
характер попыток личности справиться с психологическим стрессом при неопределенной
позиции.
Механизмы совладания и
психологической защиты - это важнейшие формы адаптационных процессов и
реагирования индивида на стрессовые ситуации.
Очень интересным нам показалось следующее: «Отличие
механизмов совладания от механизмов психологической защиты в том, что первые
используются индивидуумом сознательно и направлены на активное изменение
ситуации, а вторые — неосознаваемы, пассивны и направлены на смягчение психического дискомфорта».
Для
различения механизмов психологической защиты (МПЗ) и механизмов совладания авторы (Е.И. Чехлатый, Л. И. Вассерман) предложили следующую схему анализа:
1. МПЗ не приспособлены к требованиям ситуации
и являются ригидными, техники эмоционального самоконтроля пластичны и
приспособлены к ситуации.
2. МПЗ стремятся к возможно более быстрому
уменьшению возникшего эмоционального напряжения; при использовании
эмоционального самоконтроля человек, напротив, часто сам приносит себе мучения
(антигедонистический характер техник самоконтроля).
3. МПЗ «близоруки», создают возможность только
разового снижения напряжения (принцип действия — «здесь» и «сейчас»), тогда
как механизмы совладания рассчитаны на перспективу.
4. МПЗ приводят к искажению восприятия действительности
и самого себя; механизмы самоконтроля связаны с реалистическим
восприятием, а также способностью к объективному отношению к самому себе (Вассерман
Л. И. с соавт., 1998).
Современные
научные исследования доказывают, что к формированию зависимости от наркотиков,
алкоголя и других психоактивных веществ у подростков ведет недостаточное
развитие у них личностных и средовых ресурсов, использование неэффективных
копинг - стратегий. Следовательно,
цель профилактической работы — оказание подросткам помощи в осознании механизмов
формирования их собственного поведения; развитие ресурсов подростков:
формирование у них адекватного представления о себе, социальной
компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения
общаться с окружающими, сопереживать им; находить и оказывать поддержку
и т.п. Лучше всего такого
рода работу проводить в форме тренинга, в ходе которого повышается
компетентность в области взаимодействия с социальной средой, коммуникации,
самосознания, а также усваиваются соответствующие знания о психоактивных
веществах, их воздействии на организм и психику человека и механизмах
формирования заболевания наркоманией и токсикоманией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий