воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Копинг или психологическая защита?

В условиях стресса у человека актуализируются два типа адаптационных механизмов: психологическая защита — компенсация стресса; копинг — совладание со стрессом.

По 3. Фрейду, защитные механизмы являются врож­денными; они запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию снятия внутреннего конфликта.
Механизмы психологической за­щиты, направлены на уменьшение эмоционального на­пряжения и сохранение устойчивости системы «Я», и делятся на три основные группы в зависимости от степени активности и противодействия стрессу:


1) защитные механизмы, помогающие самостоятельно справиться с ситуациями, представляющими психо­логическую угрозу для личности (группа близка к копинг-механизмам);
2)защитные механизмы по типу «вытеснения», «отри­цания», отличающиеся автоматизированностью и отсутствием осознания при достаточно ригидной системе «Я»;
3) защитные механизмы «рационализации», «бегства в болезнь», «фантазирования». Они отражают осо­бенно пассивный характер попыток личности спра­виться с психологическим стрессом при неопреде­ленной позиции.


Механизмы совладания и психо­логической защиты - это важнейшие формы адаптацион­ных процессов и реагирования индивида на стрессовые ситуации.
Очень интересным нам показалось следующее: «Отличие механизмов совла­дания от механизмов психологической защиты в том, что первые используются индивидуумом сознательно и направлены на активное изменение ситуации, а вторые — неосознаваемы, пассивны и направлены на смягчение психического дискомфорта».
Для различения механиз­мов психологической защиты (МПЗ) и механизмов совла­дания авторы (Е.И. Чехлатый, Л. И. Вассерман) предложили следующую схему анализа:
1. МПЗ не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными, техники эмоционального само­контроля пластичны и приспособлены к ситуации.

2. МПЗ стремятся к возможно более быстрому умень­шению возникшего эмоционального напряжения; при использовании эмоционального самоконтроля чело­век, напротив, часто сам приносит себе мучения (ан­тигедонистический характер техник самоконтроля).


3. МПЗ «близоруки», создают возможность только разового снижения напряжения (принцип дей­ствия — «здесь» и «сейчас»), тогда как механизмы совладания рассчитаны на перспективу.


4. МПЗ приводят к искажению восприятия действи­тельности и самого себя; механизмы самоконтроля связаны с реалистическим восприятием, а также спо­собностью к объективному отношению к самому себе (Вассерман Л. И. с соавт., 1998).
Современные научные исследования доказывают, что к формированию зависимости от нарко­тиков, алкоголя и других психоактивных веществ у под­ростков ведет недостаточное развитие у них личностных и средовых ресурсов, использование неэффективных копинг - стратегий. Следовательно, цель профилактической работы — оказание подросткам помощи в осознании ме­ханизмов формирования их собственного поведения; раз­витие ресурсов подростков: формирование у них адекват­ного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им; на­ходить и оказывать поддержку и т.п. Лучше всего такого рода работу проводить в форме тренинга, в ходе которого повышается компетентность в области взаимодействия с социальной средой, коммуникации, самосознания, а также усваиваются соответствующие знания о психоактивных веществах, их воздействии на организм и психику челове­ка и механизмах формирования заболевания наркомани­ей и токсикоманией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий