Приоритеты первичной
профилактики компьютерной и игровой зависимости детей и подростков.
О.М.Серышева, директор МБОУ №61 г.Челябинск
Стратегия первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости (КИЗ)
среди несовершеннолетних предусматривает последовательность специальных
профилактических мероприятий, которые способны обеспечить необходимую
психологическую поддержку ребёнку. Они направлены на формирование личностных
ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и подростков социально-нормативного
жизненного стиля с доминированием здорового образа жизни, действенной установки
на грамотное и ответственное умение пользоваться мультимедийными средствами, а
также на ресурсы семьи.
Внедрение в образовательную среду инновационных
педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие здорового
образа жизни, а также технологий раннего обнаружения случаев развития
компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних, определяют
необходимое стратегическое направление первичной профилактики компьютерной и
игровой зависимости.
Наиболее адекватной, на наш взгляд, является стратегия сдерживания. Ставить
сегодня вопрос о полном предупреждении развития компьютерной и игровой
зависимости среди несовершеннолетних абсолютно нереально. Следует уточнить, что
традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентуация на отрицательных
последствиях компьютерной и игровой зависимости не обеспечивают достижения
поставленных целей. Проблема предупреждения данного вида зависимости только на
основе негативно ориентированной профилактики не может быть решена, т.к. не
устраняет причины, порождающие психологическую и личностную деградацию, и
побуждает детей и подростков вновь и вновь возвращаться в мир виртуального
общения, избегая реального.
Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует
рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая
ориентируется не на патологию, не на проблему и её последствия, а на защищающий
от возникновения проблем потенциал психологического здоровья, освоение и
раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребёнка, помощь ему в
самореализации его собственного жизненного предназначения.
Выявление возможных рисков и ведущих факторов в формировании
компьютерной и игровой зависимости имеет актуальное значение для разработки и
внедрения мероприятий по первичной профилактике компьютерной и игровой
зависимости среди несовершеннолетних. Сама первичная профилактика должна
опираться в своей основе на долгосрочную социально значимую политику, направленную
на формирование в обществе соответствующего отношения к проблеме возникновения
нехимических зависимостей и аддиктивного поведения среди
несовершеннолетних.
При разработке новой целостной системы первичной профилактики компьютерной
и игровой зависимости нами использованы следующие направления:
1. Поддержка психолого-педагогических исследований в области КИЗ среди
несовершеннолетних. В нашей школе проведены исследования по темам: «Первичная
диагностика доминирующих копинг-стратегий школьников», «Первичная диагностика
компьютерной и игровой зависимости у школьников 5-10 классов» и др.
2. Реализация пропагандистско-информационной кампании, прежде всего
ориентированной на детей, подростков, образовательную среду, семью. В течение
2012/2013 учебного года информационно-разъяснительная работа была направлена на
все категории участников образовательного процесса:
|
педагоги
|
школьники
|
родители
|
мероприятия
|
1.
Семинары-тренинги
2.
Педагогический совет
3.
Методические совещания
4.
Конкурс методических
разработок
5.
Публикация статей и
рекомендаций
6.
Психолого-педагогические исследования
|
1.
Конкурсы рисунков и
плакатов
2.
Внеурочные мероприятия
3.
Психолого-педагогические
исследования
4.
Классные часы
5.
Привлечение для работы с
детьми социальных партнеров
|
3.
Публикация рекомендаций
4.
Родительские собрания
|
Обеспечение открытого информационно-образовательного пространства:
обеспечение функционирования блога http://coping61.blogspot.ru/
|
3. Целенаправленное и широкое подключение к этой деятельности общественных
движений, организаций, граждан, заинтересованных в осуществлении мероприятий по
профилактике компьютерной и игровой зависимости. К работе с детьми и
подростками привлекаются социальные партнеры, заинтересованные в воспитании
здорового поколения: http://coping61.blogspot.ru/2013/01/blog-post_30.html
http://coping61.blogspot.ru/2012/12/blog-post.html Школьники, проявившие
заинтересованность в решении существующих проблем, также принимают участие в
профилактической работе: http://hitaika200198.blogspot.ru/2013/04/blog-post_17.html
4. Обязательное включение в программу первичной профилактики системы
мониторинга не только распространённости, но и эффективности действия системы
первичной профилактики КИЗ на каждом этапе её становления и функционирования. В
деятельности нашей инновационной площадки спланированы психолого-педагогические
исследования эффективности профилактической работы.
При подготовке
статьи использованы материалы
Комментариев нет:
Отправить комментарий