суббота, 20 апреля 2013 г.

Приоритеты ....


Приоритеты первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости детей и подростков.

О.М.Серышева, директор МБОУ №61 г.Челябинск

Стратегия первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости (КИЗ) среди несовершеннолетних предусматривает последовательность специальных профилактических мероприятий, которые  способны обеспечить необходимую психологическую поддержку ребёнку. Они направлены на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием здорового образа жизни, действенной установки на грамотное и ответственное умение пользоваться мультимедийными средствами, а также на ресурсы семьи.
Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие здорового образа жизни, а также технологий раннего обнаружения случаев развития компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних, определяют необходимое стратегическое направление первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости.
Наиболее адекватной, на наш взгляд, является стратегия сдерживания. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении развития компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних абсолютно нереально. Следует уточнить, что традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентуация на отрицательных последствиях компьютерной и игровой зависимости не обеспечивают достижения поставленных целей. Проблема предупреждения данного вида зависимости только на основе негативно ориентированной профилактики не может быть решена, т.к. не устраняет причины, порождающие психологическую и личностную деградацию, и побуждает детей и подростков вновь и вновь возвращаться в мир виртуального общения, избегая реального.
Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется  не на патологию, не на проблему и её последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал психологического здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребёнка, помощь ему в самореализации его собственного жизненного предназначения.
Выявление возможных  рисков и ведущих факторов в формировании компьютерной и игровой зависимости имеет актуальное значение для разработки и внедрения мероприятий по первичной  профилактике компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних. Сама первичная профилактика должна опираться в своей основе на долгосрочную социально значимую политику, направленную на формирование в обществе соответствующего отношения к проблеме возникновения нехимических зависимостей и аддиктивного поведения среди несовершеннолетних.        
При разработке новой целостной системы первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости нами использованы следующие направления:
1.     Поддержка психолого-педагогических исследований в области КИЗ среди несовершеннолетних. В нашей школе проведены исследования по темам: «Первичная диагностика доминирующих копинг-стратегий школьников», «Первичная диагностика компьютерной и игровой зависимости у школьников 5-10 классов» и др.
2.     Реализация пропагандистско-информационной кампании, прежде всего ориентированной на детей, подростков, образовательную среду, семью. В течение 2012/2013 учебного года информационно-разъяснительная работа была направлена на все категории участников образовательного процесса:

педагоги
школьники
родители
мероприятия
1.                 Семинары-тренинги
2.                 Педагогический совет
3.                 Методические совещания
4.                 Конкурс методических разработок
5.                 Публикация статей и рекомендаций
6.                 Психолого-педагогические исследования
1.                   Конкурсы рисунков и плакатов
2.                   Внеурочные мероприятия
3.                   Психолого-педагогические исследования
4.                   Классные часы
5.                   Привлечение для работы с детьми социальных партнеров
1.                   «Круглый стол» http://coping61.blogspot.ru/2012/11/blog-post_22.html
2.                   Распространение буклетов https://docs.google.com/file/d/0B0rIWx25q8TobzdmWUQ1alVXNGM/edit
3.                   Публикация рекомендаций
4.                   Родительские собрания
Обеспечение открытого информационно-образовательного пространства: обеспечение функционирования блога http://coping61.blogspot.ru/

3.     Целенаправленное и широкое подключение к этой деятельности общественных движений, организаций, граждан, заинтересованных в осуществлении мероприятий по профилактике компьютерной и игровой зависимости. К работе с детьми и подростками привлекаются социальные партнеры, заинтересованные в воспитании здорового поколения: http://coping61.blogspot.ru/2013/01/blog-post_30.html http://coping61.blogspot.ru/2012/12/blog-post.html  Школьники, проявившие заинтересованность в решении существующих проблем, также принимают участие в профилактической работе: http://hitaika200198.blogspot.ru/2013/04/blog-post_17.html
4.     Обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга не только распространённости, но и эффективности действия системы первичной профилактики КИЗ на каждом этапе её становления и функционирования. В деятельности нашей инновационной площадки спланированы психолого-педагогические исследования эффективности профилактической работы.


При подготовке статьи использованы материалы

Комментариев нет:

Отправить комментарий