среда, 28 августа 2013 г.

Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации (для учителей)



В декабре 2013 г. исполняется 20 лет Конституций Российской Федераций. 14
февраля 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал
распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской
Федерации».
Распоряжением главы государства был образован организационный
комитет по подготовке и проведению празднования 20-летия Принятия
Конституции Российской Федерации и утверждён его состав.
Конституция Российской Федерации является Основным Законом
государства, который определяет его общественное и государственное устройство.
Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое
достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство
многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но И
как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
- важнейшая обязанность государства.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного
строя, политические й юридические особенности устройства нашего государства.
Изучение Конституции Российской Федерации в общеобразовательных
учреждениях является одним из Важнейших средств формирования гражданской
идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой
и малой родиной.
В Посланиях к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент
Российской Федерации В.В. Путин подчёркивал важнейшую роль Конституции
Российской Федерации в становлении демократий и правового государства, в
избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности* в
реализации и расширении прав и свобод граждан, в обеспечении социальных
гарантий как основы для процветания общества в целом и каждого
Человека в отдельности. Понимая особую значимость для подрастающего поколения знаний о
Конституции Российской Федерации, на Всероссийском съезде учителей
права и обществознания, который состоялся в. мае 2013 года в Санкт-Петербурге,
прозвучала инициатива об организации и проведении в образовательных
учреждениях страны 2 сентября 2013 года Всероссийского открытого урока,
посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации (далее -
Всероссийский урок).
Министерство образования и науки Российской Федерации : поддержало
данную инициативу.
Главная цель Всероссийского урока — формирование у школьников
российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона
России.
Задачи Всероссийского урока:
- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение
к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли
конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав
и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и Гарантии
государства;'
развивать у школьников чувство гордости за Россию как
многонациональную, по л икул ь турную, поликонфессиональяую страну, её
многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в
стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались
отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и
взаимопонимания представителей различных Народов;
- развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав,'свобод и
обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов
реализации;
- способствовать формированию активной жизненной позиций школьников,
их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
- формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия
обучающимися таких ценностей* как ценность человеческой жизни, свободы,,
равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с
окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав
личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе
понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и
государства.
Содержание Конституции Российской Федерации является сложным для
восприятия обучающимися. В связи с этйм необходима специальная
подготовительная работа педагогов, направленная на разработку методических
сценариев учебных занятий по изучению текста Конституции Российской
Федерации с учётом возрастных особенностей обучающихся, их социального
опыта, региональных особенностей субъекта Российской Федерации, в котором
находится общеобразовательное учреждение (организация), его специфики.
При изучении Конституции Российской Федерации преподавателям
рекомендуется обратить внимание на следующие ключевые вопросы содержания
этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституций как
основного закона Российской Федерации:
- основы конституционного строя Российской Федерации - России;
- права и свободы человека и гражданина;
- федеративное устройство государства;
-высшие органы государственной власти Российской Федераций: Президент
Российской Федерации, Г осударственная Дума Российской Федерации,
Федеральное Собрание Российской Федерацйи, Правительство Российской
Федерации;
- судебная власть;
3
- органы местного самоуправления.



Формы организации Всероссийского урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся, способствовали формированию чувства гордости за страну и её главный Закон," за историю страны и ее выдающихся людей.
Актуальными для обучающихся будут следующие виды деятельности:
- встречи с представителями различных ветвей власти, юристами, людьми, добившимися успехов в различных сферах жизни;
- изучение истории российских конституций;
-дискуссии;
- «путешествия» по главам и статьям Конституции России;
- конкурсы рисунков и плакатов «Конституция глазами детей»;
- познавательные, ролевые игры и инсценировки на темы конституционных прав, свобод и обязанностей граждан России и т.д.: .
Всероссийский урок начинается видеороликом с- участием первых лиц
государства: выступления Президента Российской Феде раци и В. В. Путина, председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателя Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкина, Председателя Конституционного Суда Российской Федераций В.Д. Зорькина
После напутственных слов следует вступительное слово учителя.
Во вступительном слове учителя освещаются следующие моменты:
- Конституция Российской Федерации — Основной Закон Нашей жизни;
- Конституция Российской Федерации имеет определённую структуру;
- Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам нашего государства многочисленные права и свободы, прежде всего - право на образование;
- быть гражданином Российской Федерации очень почётно;
-граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности;
Важно, Чтобы выступление учителя опиралось на содержание конкретных школьных предметов, усвоенное обучающимися к моменту проведения единого урока, что в наибольшей степени позволит им понять смысл и значение определённых конституционных норм.
Далее слово предоставляется приглашённым гостям (судьи
Конституционного Суда Российской Федерации, представители органов местного
самоуправления и т.д.), которые на доступном для детей уровне говорят об
Основном Законе страны. (5-7 мин).
Вариативная часть урока
на разных ступенях обучения имеет свою специфику. На вариативную часть отводится 15-20 мйн. учебного времени.
Начальная школа
1 класс. «Конституция Российской Федерации - путешествие в мир школы»
В первом классе единый урок Конституции Российской Федерации проводится в течение 1 академического часа, Нужно отметить, что СанПиНопределяют длительность урока в 1 классе 40 мин. Вариативная часть единого урока Конституции Российской Федерации составляет 20 заключительных минут первого урока и весь второй урок, в ходе которого проводится экскурсия По
школе.
Для учеников первого класса это первый урок в школе, который должен запомниться им на всю жизнь. Ещё во вступительном слове учитель говорит о том, что дети пришли в первый класс первый раз, и предлагает совершить им увлекательное путешествие в Мир Школы, в которой им предстоит учиться. Возможность такого путешествия даёт детям Конституция Российской Федерации, в
статье 43 которой закреплено право на образование граждан. Учитель говорит о том, что Конституция Российской Федерации является Основным Законом нашей жизни, и юным гражданам нашей страны очень важно научиться жить по определённым установленным правилам.
Школа и школьники тоже живут по установленным правилам.
Путешествие состоит из трёх Этапов. В течение первых двух этапов первоклассники находятся в классе. Учитель объявляет «остановки» путешествия. Первая «остановка» называется «Кто мы?». В ходе неё В любой форме, в том числе и игровой, идёт знакомство школьников друг с другом. Учитель говорит о том, как важно знать и правильно называть имена и фамилии своих одноклассников, так как любой гражданин нашей страны имеет право на имя.
Вторая остановка путешествия называется «Правила в нашей жизни».
На этой «остановке» ученики осваивают в игровой форме правила поведения в классе и школе: быть внимательными, правильно выполнять все задания, не шуметь, не перебивать учителя и товарищей, уважать своих одноклассников. Задача данного этапа путешествия - показать учащимся, что все люди должны жить по правилам. Самые главные правила нашей жизни записаны в основном Законе
страны - Конституции Российской Федерации.
Третий этап путешествия - «Путешествие в Мир Школы». Учитель проводит на втором уроке экскурсию по школе.Главная мысль, которую педагог доводит до сознания детей, - эго Мысль о
том, в жизни человека очень важную часть составляет любовь к школе, к учению, к книге, уважение к традициям школы, и важнейшие обязанности
детей в Школе - хорошо учиться, быть воспитанными, уважать учителей и других взрослых,
заботиться о своём здоровье, помогать товарищам: и т.д.



Начальная школа.
2-4 классы «Конституция Российской Федерации: государственные символы России»
Формы организации Всероссийского урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся, способствовали формированию чувства гордости за страну и её главный Закон," за историю страны и ее выдающихся людей.
Актуальными для обучающихся будут следующие виды деятельности:
- встречи с представителями различных ветвей власти, юристами, людьми, добившимися успехов в различных сферах жизни;
- изучение истории российских конституций;
-дискуссии;
- «путешествия» по главам и статьям Конституции России;
- конкурсы рисунков и плакатов «Конституция глазами детей»;
- познавательные, ролевые игры и инсценировки на темы конституционных прав, свобод и обязанностей граждан России и т.д.: .
Всероссийский урок начинается видеороликом с- участием первых лиц
государства: выступления Президента Российской Феде раци и В. В. Путина, председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателя Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкина, Председателя Конституционного Суда Российской Федераций В.Д. Зорькина
После напутственных слов следует вступительное слово учителя.
Во вступительном слове учителя освещаются следующие моменты:
- Конституция Российской Федерации — Основной Закон Нашей жизни;
- Конституция Российской Федерации имеет определённую структуру;
- Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам нашего государства многочисленные права и свободы, прежде всего - право на образование;
- быть гражданином Российской Федерации очень почётно;
-граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности;
Важно, Чтобы выступление учителя опиралось на содержание конкретных школьных предметов, усвоенное обучающимися к моменту проведения единого урока, что в наибольшей степени позволит им понять смысл и значение определённых конституционных норм.
Далее слово предоставляется приглашённым гостям (судьи
Конституционного Суда Российской Федерации, представители органов местного
самоуправления и т.д.), которые на доступном для детей уровне говорят об
Основном Законе страны. (5-7 мин).
Вариативная часть урока
на разных ступенях обучения имеет свою специфику. На вариативную часть отводится 15-20 мйн. учебного времени.
Данный этап урока является продолжением работы с видеороликом с записью речи Президента Российской Федерации. Ориентировочное название урока - «Государственные символы России». Используя метод подводящего диалога,учитель выстраивает логическую цепь: Россия — Российская Федерация - Конституция Российской Федерации -- Г осударственные символы России. Учитель говорит о том, что мы живем в великой стране. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня. В состав России входят 83 субъекта Российской Федерации: 21 республика, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального
значения - Москва и Санкт-Петербург; В России проживают 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык. Все они объединились в одно большое государство.Учитель может задать вопрос «Как называется наше государство?» Получив ответ, что наше государство называется Россией, учитель дает полное название - Российская Федерация й объясняет новое слово «федерация».
«Федерация» означает союз, объединение. Россия объединяет в своём составе республики, края, области, автономные округа. Далее учитель подводит ребят к пониманию, что у каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства. Основными символами служат государственный герб и государственный флаг, государственный гимн. Эти символы закреплены Основным Законом  нашей страны - Конституцией Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации была принята в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года. В этом году ей исполняется 20 лет.
Вопросы для обсуждения:
- что такое Конституция?
- почему Конституцию называют основным Законом страны?
- для чего нужен Основной Закон?
Главная идея подводящего диалога: государственные символы России должен знать каждый, ведь в них проявляется история И традиции нашей страны. Конституция Российской Федерации закрепляет эти символы. На первом уроке ученики сделали свои первые шаги в изучении Конституции Отечества. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.
Материал для учителя
Учитель говорит о том, что каждый день школьники видят и слышат государственные символы России - её герб, флаг и гимн. А когда их родители были такими же, как современные семиклассники, то они каждый день виДели и слышали совсем иные государственные; символы - герб, флаг и гимн СССР (учитель показывает слайды с изображением гербов и флагов СССР и Российской Федерации).
Учитель: Сегодня у нас совсем другие государственные символы - герб и: флаг. Являются ли они абсолютно новыми, созданными в последние два десятилетия или имеют давнюю историю?
Как вы думаете, что такое символы? Что могло бы стать символом нашей страны, по которому иностранцы безошибочно определят: это Россия
1 (предположительные ответы учащихся:
берёзка, матрёшка, самовар, медведь, Московский Кремль, Большой театр, шапка Мономаха, русский балет, Красная площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя, блины с икрой, купание в проруби, песня «Подмосковные вечера» и т.п.).
Символы государства - это знаки отличия страны от других стран. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна, а она уникальна в этом мире. Другой Такой страны нет! Символы нужны для выражения патриотизма её граждан, ДЛя представления страны на международной арене, как зрительный и: музыкальный образ государства. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции человека и гражданина. Символы свидетельствуют о неразрывной связи времен, они - живые свидетели памяти. Таким образом, знание Государственной символики, позволяет глубже понять историю своего государства, помогает воспитывать уважение к своему Отечеству. Исторйя Родины и её символов едина, так как в гербах, флагах и гимнах в определённой мере отражались все изменения, происходившие в стране.
Только в конце XIX века во всём мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг, гимн. С тех пор для любого государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. На сайте партии «Единая Россия» размещены четыре фильма: "Государственные символы России": «Герб России», «Флаг России», «Гимн России». Данные фильмы представляют собой пособие, в котором соединена историческая часть и сегодняшние правила использования символов. Большое значение фильмы имеют для Популяризаций этих знаний в школе. Учитель найдёт их по ссылке: http://v>ww.gpclub.ru/news/S36.htmi). Учитель предлагает ученикам посмотреть начальный фрагмент из фильма «Герб России», затем ведёт диалог.
Герб Российской Федерации Слово «герб» происходит от польского - herb, чешского - herb, Немецкого “егЬё” - “наследство”. Герб это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Герб позволял узнать своего владельца, судить 0 его положении и правах.
Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны и может считаться гербом Только тогда, когда используется постоянно на протяжении определённого времени. В настоящее время герб является официальным государственным символом.
• Где можно увидеть герб? (Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах и т.д.).
• Посмотрите внимательно на герб Российской Федерации. Что он представляет собой?
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, заострённый в оконечности красивый геральдический щит с золотым двуглавым орлем, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, а в левой - держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий копьем опрокинутого навзничь дракона.• На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Кто"знает,; как зовут этого всадника?
(ответ школьников: Георгий Победоносец).• Что вы знаете о нём? (ответы учеников: святой, славный воин на гербе Москвы и т.п.). Флаг Российской Федераций
Слово “флаг” - голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. А слово “знамя” происходит от слов “знаменье, знак”. Знамя ^ это знак того, кому оно Принадлежит, его символ. Государственный Флаг является символом суверенитета государства. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и государства.
Далее учитель даёт задание учащимся нарисовать флаг Российской Федерации. Но окончании работы предлагает показать свой рисунок соседу по парте и проверить правильность её выполнения по слайду (слайд «ГосуДарственНый флаг Российской Федерации» высвечивается на доске),
• . Правильно ли вы нарисовали Флаг (правильно ли расположили цвета)?
• Что обозначают цвета Флага России? .
■Цветами Российского флага являются белый, синий и красный цвета. Этим Цветам флага приписывается множество символических значений. В настоящее время нет официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. На Руси белый, синий и красный цвета с древних времён означали:
белый цвет - благородство и откровенность;
синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.
Гимн Российской Федерации
Гимн (от греч. hymnos - торжественная песнь в честь божества) - хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о. государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима .и запоминаема. В этом состоит специфика многих
национальных гимнов. Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любого суверенного государства.Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в Древних Египте и Месопотамии их исполняли в честь богов. . В Древней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Покровительницей исполнителей гимнов (торжественных песнопений) считалась муза Полигимния. Гимны исполнялись при совершении религиозных обрядов, но одновременно стали частью театрального представления. Древнейший - гимн древнегреческого поэта Эврипида из его трагедии «Орест» (V в. до н.э.). Гимны были различных видов: пэан - гимн
Аполлону, богу света, покровителю искусств; дифирамб - гимн богу вина Дионису-. . .
• Как должны вести себя люди при исполнении государственного гимна? Будете ли вы лично вставать при исполнении гимна, если рядом никого нет, И никто не сделает вам замечание?
• Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?
Последнюю часть урока учитель посвящает беседе о гимне республики, края, области или
города.' Он может спросить, что ученики знают о местных символах, в том числе й гимне,
рассказать им об истории их создания, по возможности - и об авторах. Затем педагог предлагает
вместе'с классом прослушать или хотя бы прочесть слова гимна и проанализировать их.


                                                                                                                                                                                                                                                                                  
Основная школа 5-7 классы «Мы - россияне!».
Формы организации Всероссийского урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся, способствовали формированию чувства гордости за страну и её главный Закон," за историю страны и ее выдающихся людей.
Актуальными для обучающихся будут следующие виды деятельности:
- встречи с представителями различных ветвей власти, юристами, людьми, добившимися успехов в различных сферах жизни;
- изучение истории российских конституций;
-дискуссии;
- «путешествия» по главам и статьям Конституции России;
- конкурсы рисунков и плакатов «Конституция глазами детей»;
- познавательные, ролевые игры и инсценировки на темы конституционных прав, свобод и обязанностей граждан России и т.д.: .
Всероссийский урок начинается видеороликом с- участием первых лиц
государства: выступления Президента Российской Феде раци и В. В. Путина, председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателя Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкина, Председателя Конституционного Суда Российской Федераций В.Д. Зорькина
После напутственных слов следует вступительное слово учителя.
Во вступительном слове учителя освещаются следующие моменты:
- Конституция Российской Федерации — Основной Закон Нашей жизни;
- Конституция Российской Федерации имеет определённую структуру;
- Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам нашего государства многочисленные права и свободы, прежде всего - право на образование;
- быть гражданином Российской Федерации очень почётно;
-граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности;
Важно, Чтобы выступление учителя опиралось на содержание конкретных школьных предметов, усвоенное обучающимися к моменту проведения единого урока, что в наибольшей степени позволит им понять смысл и значение определённых конституционных норм.
Далее слово предоставляется приглашённым гостям (судьи
Конституционного Суда Российской Федерации, представители органов местного
самоуправления и т.д.), которые на доступном для детей уровне говорят об
Основном Законе страны. (5-7 мин).
Вариативная часть урока
на разных ступенях обучения имеет свою специфику. На вариативную часть отводится 15-20 мйн. учебного времени.
Главная мировоззренческая идея урока - показать, что объединяет всех россиян, чем гордятся и что ценят все россияне, независимо от различных форм идентичности - семейно-родственной, этно-конфессиональной, локально­ региональной и др.
Основная работа ведётся вокруг Преамбулы Конституции Российской Федерации: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации., соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права И свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя- из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь, и уважение к Отечеству, веру В добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед' нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Прорабатывается правовой статус такого понятия, как «многонациональный народРоссии» (см. также статью 3.1 Конституции Российской Федерации).
Основные вопросы для обсуждения:
- Кто такие россияне и что их объединяет?
- Как вы понимаете выражение «многонациональный народ России»?
- Что означает выражение «соединённые общей судьбой на своей
земле»?
- Что такое гражданский мир и согласие?
- Какие права и свободы имеются у всех граждан России? '
- Что означает фраза «принять судьбу Отечества Как свою личную?
Известны ли вам такие соотечественники?
- Что такое национальные ценности?
- Назовите людей, делами которых гордится вся Россия.
Отвечая на последний вопрос, школьники подбирают соответствующие примеры, раскрывающие идею общего вклада многонационального народа России в национальное достояние страны в различных сферах жизни. Поднимаются темы народного подвига в годы великих испытаний, совместного труда, достижений в покорении космоса, достижений в науке, искусстве, литературных произведений, спортивных достижений, организации спортивных соревнований, прославляющих
имя России и создающих достойный имидж страны в мире. В 5-7 классах максимально раскрывается тема единства россиян как общности, формирующейся на единой гражданско-правовой (конституционной) и духовно-нравственной (прежде всего патриотической) основе. Внимание школьников концентрируется на теме национального воспитательного идеала
(«высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях многонационального народа России») й базовых национальных
ценностей россиян (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность,
семья, здоровье, труд и творчество, религия, наука, искусство., природа и т.д.).
• На уроке также можно соотнести морально-нравственные нормы и правовые
(конституционные) нормы. У обучающихся должно сложиться представление о
том, что многие неблаговидные поступки людей осуждаются не только моралью, но
и правом, а нарушая нравственную норму, человек нередко преступает и закон, и
наоборот. Основными категориями на уроке должны быть права, свободы,
моральный долг, моральная и правовая ответственность, обязанности, моральные и
правовые запреты и предписания.
В целях подготовки к уроку учитель продумывает линию примеров
«моральные заповеди (светские моральные нормы) - конституционные нормы».
Используются произведения литературы, которые хорошо известны детям ещё с
начальной школы. При этом могут также Использоваться сюжеты литературных
сказок, в частности, сказок А.С. Пушкина, басен И.А. Крылова, литературных
произведений народов России и др. Существенно оживят урок фрагменты из
мультфильмов, созданных на основе тех или иных литературных произведений или
литературных сказок. .



8-9 классы «Мы - граждане Российской Федерации».
Формы организации Всероссийского урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся, способствовали формированию чувства гордости за страну и её главный Закон," за историю страны и ее выдающихся людей.
Актуальными для обучающихся будут следующие виды деятельности:
- встречи с представителями различных ветвей власти, юристами, людьми, добившимися успехов в различных сферах жизни;
- изучение истории российских конституций;
-дискуссии;
- «путешествия» по главам и статьям Конституции России;
- конкурсы рисунков и плакатов «Конституция глазами детей»;
- познавательные, ролевые игры и инсценировки на темы конституционных прав, свобод и обязанностей граждан России и т.д.: .
Всероссийский урок начинается видеороликом с- участием первых лиц
государства: выступления Президента Российской Феде раци и В. В. Путина, председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателя Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкина, Председателя Конституционного Суда Российской Федераций В.Д. Зорькина
После напутственных слов следует вступительное слово учителя.
Во вступительном слове учителя освещаются следующие моменты:
- Конституция Российской Федерации — Основной Закон Нашей жизни;
- Конституция Российской Федерации имеет определённую структуру;
- Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам нашего государства многочисленные права и свободы, прежде всего - право на образование;
- быть гражданином Российской Федерации очень почётно;
-граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности;
Важно, Чтобы выступление учителя опиралось на содержание конкретных школьных предметов, усвоенное обучающимися к моменту проведения единого урока, что в наибольшей степени позволит им понять смысл и значение определённых конституционных норм.
Далее слово предоставляется приглашённым гостям (судьи
Конституционного Суда Российской Федерации, представители органов местного
самоуправления и т.д.), которые на доступном для детей уровне говорят об
Основном Законе страны. (5-7 мин).
Вариативная часть урока
на разных ступенях обучения имеет свою специфику. На вариативную часть отводится 15-20 мйн. учебного времени.
Содержание урока базируется на содержании главы 3 Конституции Российской Федерации «Федеративное устройство» и главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».
Знакомство с главой 3 «Федеративное устройство» рекомендуется организовать в форме дебатов. Желательно, чтобы в дебатах принимали участие как школьники класса, так приглашённые гости. .
Основные вопросы для обсуждения на уроке;
- Сколько субъектов входит в Российскую Федерацию? (статья 65), .
- Какой язык является государственным языком Российской Федераций,„какие
вы знаете государственные языки республик Российской Федерации (статья 68)
- На каком родном языке вы говорите? Каков его правовой статус
(статья 68)?
- Что вам известно о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официального использования, о столице ■ нашего государства (статья 70)? .
- Перечислите основные прерогативы федерального центра (статья 71).
- Какова официальная денежная единица в Российской Федерации (статья 75)?
В ходе обсуждения школьники актуализируют знания об основных исторических этапах становления российской государственности и её символах, о вхождении различных народов в состав России, об изменении границ государства.В дальнейшем школьники переходят к обсуждению второй главы
Конституции Российской Федерации «Права и обязанности человека и гражданина».
Единый урок Конституции Российской Федерации в 8 - 9 классах
актуализирует правовые знания школьников и может
быть посвящён линиям сопоставления Конституции Российской Федерации и
Всеобщей декларации прав человека. Важнейшая идея этого урока - понимание
того, что российское законодательство строится в полном соответствии с
международными конституционно-правовыми нормами.
Материал для учителя
В Уставе Организации Объединённых Наций* подписанном в
1945
году, говорится, что
основная задача ООН - «избавить грядущее поколение от бедствий войны» и «вновь утвердить
веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личНости, в равноправие
мужчин и женщин». В соответствии с этим Комиссией по правам человека ООН была разработана
и принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года Всеобщая декларация прав человека.
Этот день с 1950 года отмечается во всём мире как День прав человека. .
Декларация стала первым глобальным документом, провозгласившим ценности
человеческой жизни, свободы, равенства. Впервые в истории эти идеалы стали важными
принципами международного права.. Декларация была переведена на более чем 350 языков и
диалектов мира (2009 год) и является самым переводимым документом в мире. Хотя Декларация
имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для
участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Все три документа
10
неофициально именуются Международным биллем о правах. В 1993 году их ратифицировало
более 150 государств мира.
12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально
новый Основной Закон —
Конституция Российской Федерации,
в которой человек, его права и
свободы признаются высшей ценностью, а государство в качестве своей обязанности заявило о
необходимости признания, соблюдения
И
защиты прав и свобод человека и гражданина; (статья 2).
Почти все статьи, касающиеся прав и свобод личности, начинаются со слова «каждый», что
подчёркивает их личностный, индивидуальный характер и доказывает, что в основе Конституции
Российской Федерации лежат подходы, содержание и принципы, сформулированные во Всеобщей
декларации прав человека.
Таким образом,
права человека -
это:
.1) принципы, нормы отношений между человеком, и государством, обеспечивающие
индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют
свободами) или получить определённые блага (это собственно права);
2) понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его
возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах;
понятие, которое является важнейшим показателем развития демократического общества.
Все
Права
принято подразделять на несколько групп. Среди них выделяют:
Личные права:
- на жизнь
- на защиту чести и достоинства
- на невмешательство в личную жизнь
- на тайну переписки и переговоров
- на неприкосновенность жилища
- право не подвергаться пыткам
Гражданские права:
- на гражданство
- на свободу передвижений
- на свободу совести
- на выбор места жительства
Политические права:
- избирать и быть избранным
- на управление делами государства
- на политические объединения
- на политические убеждения
-
право обращаться в различные Инстанции на мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования
Юридические права:
- на судебную защиту
- на равенство перед законом
- не подвергаться произвольному аресту
- не давать показания против себя и своих близких
- на презумпцию невиновности
Экономические права:
- на частную собственность
- на наследование
- на свободное предпринимательство
- на свободный и безопасный труд
Социальные права:
- на достойный уровень жизни
- на образование ■ .
- на охрану здоровья
- на социальное обеспечение
- на отдых и досуг
- на жилище
Духовные права:
- на свободу мысли и слова
- на свободу творчества
- на защиту интеллектуальной собственности
Главный постулат прав человека -
«все люди обладают человеческим достоинством».
Из него следует основная ценность их равной, одинаковой значимости для политической правовой,
экономической, социальной жизни, следовательно, и равенства в правах.
Учитель может организовать беседу по следующим вопросам.
- Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство? Приведите примеры из
жизни, в которых подчёркивалась бы значимость достоинства для конкретного
человека.
Человеческое достоинство —- совокупность представлений о достойной человека жизни, о
жизни «по-человечески». Чувство человеческого достоинства помогает человеку распознавать
унижения и даёт силы для протеста. Человеческое достоинство - это общественное достояние.
Оно присуще всем людям в равной степени и не зависит ни от заслуг, ни от общественного
статуса или убеждений, ни от этнической И религиозной принадлежности. Поэтому права человека
в равной степени принадлежат и новорожденному младенцу, и закоренелому преступнику, и
рядовому гражданину, и президенту.
Человеческое достоинство — это мерило самосознания, самоуважения, определяющее
манеру поведения личности, установления контактов с другими людьми. Осознание собственного
достоинства и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно
важны для самоутверждения личности, её практических успехов. Неуверенность в себе,
самоуничижение отрицательно влияют на жизнь личности.
Уважение человеческого достоинства отражается всей системой прав человека и наиболее
ярко в таких правах, как право на неприкосновенность чести и репутаций, право на имя, Жизнь,
целостность личности, свободу от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и
наказания, на право личной жизни, на презумпцию добропорядочности и невиновности, на
достойное существование и др.
- Как вы думаете, присутствует лй уважение человеческого достоинства в
криминальной среде? В среде беспризорников, безнадзорных детей? Почему?
- Приведите примеры уважения й неуважения человеческого достоинства в Вашей
школе.
- Чем рискуют люди, унижающие человеческое достоинство других людей?
- Могут ли соблюдаться права человека в обществе, В котором уважение
человеческого достоинства не является жизненным приоритетом? Что грозит такому
обществу?
Права человека универсальны, т.е. они равно применимы к людям во всём мире, причем
без ограничений по времени. Каждый имеет право пользоваться правами человека без какого бы
то ни было различия, независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, политических или Иных
убеждений, имущественного или сословного положения. Универсальность прав человека
позволяет нам взглянуть на историю любой страны с позиции того, в какой мере были защищены
права её граждан или подданных в тот или иной период её истории.



Старшая школа
10-11 классы
«Конституция Российской Федерации и гражданское
общество».
Единый урок Конституции Российской Федерации в
10-11 классах
может
быть проведён в форме занятия дискуссионного клуба, на котором обсуждается
реализации конституционных прав и свобод в условиях гражданского общества.
Учитель или ведущий из числа обучающихся формулирует вопросы, которые
задаются участникам дискуссионного клуба. Дискутанты могут задавать ведущему
или товарищам встречные вопросы, которые не должны отклоняться от общей
темы «гражданское общество - права человека».
Материал для учителя
Август 1991 года подвёл черту под существованием советского строя в нашем государстве.
Конституция Российской Федерации 1993 года, построенная в точном соответствии с Всеобщей
декларацией прав человека, предоставляет гражданам самые разнообразные личные, Гражданские,
политические, социально-экономические и культурные права человека. Может даже сложиться
впечатление, что борьба за их реализацию уже закончена. Однако, как. свидетельствует история
советских конституций, наличие в них тех или иных прав ещё не является гарантией их
реализации.
- Как вы Считаете, что является гарантией невозврата к Несвободе, к нарушению элементарных
прав человека?
- Конституция - это только лист бумаги. Чтобы она действовала, а вместе с этим: защищались бы
и права Человека, необходимо, скорее всего, развитое
гражданское общество.
Появление
гражданского общества напрямую связано с появлением гражданина как самостоятельного и
сознающего себя таковым индивидуального члена общества, наделенного определенным
комплексом прав и свобод. Как вы думаете, одинаковы лй понятия
гражданское общество
й
общество граждан
того или инох о государства?
Граждане сами по себе ещё не составляют гражданского общества. Гражданское общество
- это совокупность его институтов, которые способны к самоорганизации и образуются снизу,
спонтанно. Оно имеет сложную структуру, которая включает в себя собственность, свободный
труд, предпринимательство; организацию, и деятельность политических партий, профсоюзов,
творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п.; сферу образования, воспитания, науки и
культуры; семью как первичную естественную основу человеческого общежития; средства
массовой информации. Структуры гражданского общества создаются с целью удовлетворения
многообразных потребностей преимущественно спонтанно, .снизу, а не конструируются сверху по
приказу государства.
- Ощущаете ли вы себя частью каких-либо институтов гражданского общества?.
- Если да, то, какие права в связи с этим,, вы имеете и какие обязанности несёте?
Гражданское общество - это и результат коммуникации, общения, взаимопомощи граждан.
Человек, побывавший в Америке, стал свидетелем такой картины. После того, как один из
ожидавших на остановке поздно проголосовал, а автобус прошел мимо, большинство заметивших
это пассажиров возмутилось таким поведением водителя. Несколько человек, в знак протеста,
вышли на следующей остановке. Это практическая реализация: солидарного принципа
гражданского общества - все за одного!
- Что, на ваш взгляд, означает выражение «действовать солидарно»? ■
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы действовали солидарно, добиваясь реализации
каких-либо прав?
Таким образом, солидарность - одна из важнейших черт. гражданского общества. Права
человека создают комфортные условия для жизни всех людей. Они учитывают их особенности,
13
защищают их перед лицом невежества, безразличия к судьбе отдельного человека, формализма, не
говоря уже о полном бесправии.
Гражданское общество выступает в качестве посредника: между личностью и государством.
С одной стороны, оно позволяет личности, координируя с другими людьми свои действия,
воздействовать на государство с целью облегчения реализации своих интересов и потребностей, С
другой стороны,, гражданское общество позволяет охранять частную жизнь граждан от излишнего
вмешательства государства.
- Смоделируйте варианты существования такого общества, где бы не было посредников
между личностью и государством. Существовали ли такие модели обществ в прошлом?
- Что предстоит сделать вашему поколению? Вам лично? В . каком обществе вы
предпочитаете провести свою дальнейшую жизнь?
Сегодня в России остаётся масса нерешённых проблем. Наряду с демократическими
процессами имеет место колоссальная степень бюрократизации й коррумпированности
представителей власти. Произвол бюрократии, силовых структур, рост преступности,
экстремизма, усиление жестокости в детско-юношеской среде, бурный всплеск наркомании и
пьянства, вызревание межэтнических конфликтов вызывает негодование у граждан.
- Предложите пути решения этих проблем в формате «Если бы я стал президентом России».
Пока будет проблема бедности, люди будут бороться за самосохранение. Пока мы не
решим проблему бедности, нельзя решать проблему гражданской активности. В мегаполисах,
таких, как Москва и Санкт-Петербург, где проблема бедности; более или менее решена,
гражданская активность выше, чем в провинции. В той мере, в какой мы будем развивать
гражданскую инициативу, мы будем двигаться в сторону гражданского общества. Гражданское
общество ориентируется на средний класс, который должен составить его социальную Основу. Это
экономически независимый, стабильный, в материальном положении класс, обладающий частной
собственностью.
- Можно ли в принципе решить проблему бедности населения малых и средних городов,
деревень и посёлков? Если да, то, что для этого должно сделать общество?
Мы собираемся создать гражданское .общество, как бы глядя в окно, а прежде надо понять,
что каждый из нас понимает под определением гражданского общества. Одной из проблем
гражданского общества является проблема нашей правовой культуры, нашего правового
образования. С точки зрения конституционного строя мы уже вошли в состояние гражданского
общества, а с точки зрения политике-правовой культуры мы во многом еще патриархальны.
Гражданское общество не может существовать без гражданского образования.
Гражданское образование должно быть важным для всех: пенсионеров, молодых Людей. В
гражданском образовании главное - опыт изучения реальной жизни, изучение своих прав и опыт
их реализации. Это опыт того, как мы учимся находить общий язык и решать совместные дела.
- Какой лично у вас есть позитивный опыт реализации своих прав?
- У нас есть перспективы. Но общество, где нет морально-нравственных законов; - это. слабое
общество, которое всегда находится в состоянии перманентного . хаоса. В нём нет
определенной взаимосвязи между гражданами, поскольку не уважения друг к другу, в их
сознании не существует ничего святого, нет Нравственных границ, которые нельзя
переходить ни при каких обстоятельствах.
- В гражданском обществе, как правило, сильны ценности морали и нравственности. Как вы
думаете, почему? Какими должны быть эти ценности? Какал роль в их сохранении
отводится старшему поколению И молодёжи?
Составителям Декларации и Российской Конституции виделось будущее, в котором
человек будет свободен не только от страха, но и от нужды. 0 !ни считали все права человека
одинаково значимыми и подтвердили, что все они играют весьма важную роль в том, что касается
обеспечения достойной жизни для людей. Ни в одном государстве, даже самом демократическом и
правовом, она не выполняется полностью. Но всё больше становится государств, в которых
граждане добиваются соблюдения их прав. В их число входит и наша страна.
14
Заканчивается единый урок для всех классов обобщающим словом учителя о
значимости Конституции Российской Федерации и предложением учителя
участвовать во Всероссийском конкурсе школьников . на лучшее знание
Конституции Российской Федераций (10 мин).

Комментариев нет:

Отправить комментарий